erid:
В России такая только у Капризова.
В начале января у нападающих НХЛ стали замечать странные клюшки – с отверстием посередине крюка. Первая засветилась в руках форварда «Бостона» Джейка Дебраска, а затем с такой же выходили на лёд Брэйден Шенн, Андрей Свечников, Давид Пастрняк, Мэттью Ткачак, Кэйл Макар, Джек Хьюз и Алексис Лафренье.
Позднее выяснилось, что это новая секретная клюшка Bauer, но назначение выреза по всей длине крюка оставалось загадкой. Изначально все предположили, что это сделано для снижения веса. «БИЗНЕС Online» выяснил, что на самом деле главное преимущество не в этом.
РОГАТКА И ПОЗВОНОЧНИК СДЕЛАЛИ БРОСКИ ПРОЩЕ
Чтобы подогреть интерес к своему новому продукту, Bauer привёз несколько специально изготовленных клюшек форварду ЦСКА Кириллу Капризову на Матч звёзд в Москве. А через неделю, 25 января, одновременно с Матчем звёзд в НХЛ состоялась официальная презентация новых клюшек – Nexus ADV (advanced series – с англ. продвинутая серия).
Ещё до презентации стало понятно, что смысл «дыры», которая запатентована как SlingTech, был не только в сокращении веса. Sling можно перевести, как праща или рогатка. Прямой перевод в целом отражает суть этого крюка.
Отверстие позволило разделить крюк на две части с разными свойствами. Над отверстием – жёсткая зона из карбона, внизу – мягкая, та самая SlingTech. Из-за того, что низ пера мягче, при ударе по шайбе он деформируется больше, как бы растягивается, а затем возвращает свою форму в момент отрыва шайбы, давая ей дополнительное ускорение. Крюк как будто выстреливает шайбу, как рогатка.
Все в первую очередь обращают внимание на отверстие в крюке, но одна из особенностей новой клюшки – в черенке. На шафте, в области, где игрок держит клюшку не основной рукой, черенок не привычной четырёхугольной формы, а пяти. Естественно, для этого тоже есть своё название – Er spine technology (spine – с англ. позвоночник). Дополнительное ребро создаёт возвышение, которое анатомически ложится в ладонь.
Как отмечает хоккейный блогер и тренер Павел Барбер, тестировавший новую клюшку, это помогает лучше контролировать клюшку нижней рукой в момент движения. Это дополнительное ребро жёсткости также позволило сделать стенки черенка тоньше и, а саму её – легче. Она лучше нагружается и передаёт энергию от приложенной силы на крюк, а тот – шайбе.
В результате совмещения этих двух технологий – шафта и крюка, бросать стало легче, нужно прилагать меньше усилий. При этом шайба, по идеи, должна лететь быстрее и точнее.
По словам директора по маркетингу Bauer в России Михаила Асеева, новая клюшка – это чистой воды эксперимент. Концепт, который должен показать преимущества компании в разработке новых технологий.
«У нас даже на презентации новой линейки приводились в пример BlackBerry и Nokia. Эти компании в своё время были передовыми на рынке, но довольствовались имеющимся успехом. А потом они утратили своё преимущество. Bauer смотрит в будущее и ищет новые технологии для хоккея», – сказал Асеев в интервью «БИЗНЕС Online».
По сути Nexus ADV – это лимитированная концепт-серия клюшек. Advanced Series – это отдельное ответвление в продукции компании с выдающимися характеристиками. Первой такой приписки удостоилась линейка Vapor, затем серия Supreme, и вот очередь дошла до Nexus.
КЛЮШКА УЖЕ ЗАБИВАЕТ В НХЛ
Что касается минусов новых клюшек, то о них пока неизвестно – клюшкой ещё мало пользовались. По словам Барбера, разница по сравнению с обычным крюком в дриблинге и владении шайбой не чувствуется. Ощущения одни и те же.
Отверстие вызывает некоторые вопросы. С одной стороны, оно расположено на такой высоте, что шайба полностью контактирует с нижней сплошной частью – здесь нет разницы по сравнению с обычным пером. Сам размер отверстия такой, что шайба в нём не застрянет. Но, с другой стороны, есть негативный момент в том, что, когда она всё-таки будет попадать в него, отскок будет неконтролируемым.
По словам Барбера, отверстие никак не мешает в работе с шайбой, но он тестировал клюшку в ситуации, когда шайба всегда была под контролем – в игре пас может прийти в не самую удобную часть крюка.
Другое дело, что в отверстие легко просунуть крюк другой клюшки, что также может случиться во время игры. Но практически все хоккеисты мотают на крюк ленту, так что этой проблемы, скорее всего, удастся избежать. Bauer заявляет, что мотать можно как угодно, никакой особенной техники перо с отверстием не требует.
Прочность и долговечность крюка с отверстием тоже вызывает вопросы. Bauer заявляет, что провёл более двух тысяч часов тестов на льду. В результате тестов обнаружилось, что края отверстия нужно укрепить, и туда добавили карбона. Сейчас прочность заявляется на уровне с обычными крюками других клюшек Bauer.
Если клюшку дали попробовать хоккеистам НХЛ и не побоялись протестировать её в официальных матчах НХЛ, то за этим стоит что-то кроме рекламных реляций. Лучшей рекламой для неё стало то, что Дебраск уже забивает ею голы.
Three goals in two games for @JDebrusk.#NHLBruins pic.twitter.com/PvMYvV5yD5
— Boston Bruins (@NHLBruins) January 12, 2020
Серия клюшек Nexus ADV, как и предыдущие линейки, будет лимитированной. В России их порядка 500 штук, причём 150 уже проданы. Стоимость взрослой модели почти 30 тыс рублей, доступны два загиба: Р92 и Р28. Предыдущие клюшки Supreme ADV и Vapor ADV стоили так же. Возможно, это один из минусов серии. Даже в Канаде жалуются на цену Nexus’а и говорят, что мало кто может себе его позволить.
Но надо не забывать, что это прототип, ограниченная серия – как суперкар. Лимитированный товар всегда стоит дороже. По словам Асеева, пока в НХЛ новой клюшкой играли лишь восемь хоккеистов. В России её держал в руках только Капризов. Правилам международной федерации хоккея клюшка соответствует, а в НХЛ есть дополнительное регулирование. Сейчас Bauer занимается её легализацией.
В НХЛ лицензируют все части экипировки, и это может занять какое-то время. Хотя мы видим, что клюшкой уже играли в официальных матчах. Но ситуация может быть как с визором Александра Овечкина, который играл с тонированным, пока на него не обратили внимание.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ТРЮК ИЛИ КОНЦЕПТ БУДУЩЕГО?
Некоторые блогеры уже заявили, что инновация в виде сумасшедшего отверстия по всей длине крюка – это трюк, который заставляет обратить на себя внимание. В этом есть логика, ведь клюшка – концепт, который играет на имидж производителя, а «дыра» в клюшке – это обращающая на себя внимание яркая деталь.
До этого Reebok выпускал перфорированную клюшку с отверстиями по всей длине черенка, которая не снискала славы. Компания TOVI выпускает малыми сериями клюшки с перфорированными, как дуршлаг, крюками, используя «военные и аэрокосмические» технологии.
Многие, наверное, вспомнили про лыжи Fischer и их новацию в виде отверстий в мысках. Первоначально это подавалось как серьёзная инновация, которая делает каждую лыжу легче на 5 граммов. Fischer заявлял, что проводил различные исследования, и специалисты установили, что эффект облегчения нагрузки увеличивается в несколько раз. И что отверстие в мыске лыжи – это не маркетинговый ход. Производитель заявлял, что преимущества модели смогут оценить по достоинству лишь профессионалы, которым дорога каждая доля секунды. Был ли положительный эффект от тех отверстий, трудно сказать, но со временем от таких лыж стали отказываться.
Bauer семь лет назад уже экспериментировал с экипировкой профессиональных хоккеистов, запустив проект OD1N. Это изначально был продукт без шансов на серийное производство.
Разработчики сделали на тот момент лучшее, что было доступно науке и технологии. В OD1N использовались самые передовые материалы, которые снизили вес экипировки до рекордных значений.
Второй важнейшей чертой стала абсолютная персонализация. Все элементы изготавливались благодаря лазерному сканированию тела игрока, что позволяло добиться невероятной кастомизации. Линейка экипировки OD1N обошлась компании в миллион долларов и два года работы. И в ней сыграли всего шесть игроков: Овечкин, Никлас Бэкстрём, Клод Жиру, Джонатан Тэйвс, Патрик Кейн и Хенрик Лундквист. Впоследствии в продажу поступила только вратарская экипировка, но некоторые элементы защиты и коньков также нашли применение в серийных моделях. Естественно, ни о каком массовом рынке не было и речи, но линейка изначально задумывалась как экспериментальная, чтобы показать возможности компании – как и в случае с новыми клюшками.