комментарии 0 в закладки

Казань сходит с ума по гимнастике. В секции просто не записаться

erid:

Разбираем феномен.

Спортивная и художественная гимнастика набирает обороты в Татарстане, и, скорее всего, вы об этом даже не догадывались. В республике уже действует восемь школ, а в Казани попасть в секцию, даже коммерческую, становится настоящим испытанием.

Самое интересное, что у этой массовости нет очевидного объяснения. Казань не принимала крупных международных турниров по гимнастике (исключение – этапы Кубка мира по художественной гимнастике, проходят каждый год), как в случае с плаванием и чемпионатом мира-2015, а в самом спорте не так много персон, из-за которых дети побегут на тренировки. Хорошо, если вы помните Алию Мустафину. Очень хорошо, если вы знаете сестёр Авериных. И просто космос, если вы можете различить, кто из них Дина, а кто Арина. В любом случае, это не уровень Алины Загитовой и Евгении Медведевой, которые после Пхёнчхана привели сотни детей в секции фигурного катания.

«БИЗНЕС Online» связался с Любовью Ботовой - доцентом и заведующей кафедры теории и методики гимнастики в Поволжской академии спорта, и попытался узнать, что так привлекает детей и их родителей.

Фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


ДВЕ СХЕМЫ

Суббота. Полдень. В центре гимнастики вовсю идут занятия. Тренер, мужчина лет 30-ти, невысокий и с мощным торсом, по очереди поднимает детей, чтобы те смогли зацепиться за перекладину и повиснуть на ней.

Ботова наблюдает за тренировкой и объясняет, каков нелёгкий труд тренера.

«В гимнастике на этапе спортивной специализации за один-два часа ты ничего не сделаешь. Тренировка длится как минимум три-четыре часа. Только так можно обойти несколько снарядов, – говорит она, указывая на всевозможные коврики, перекладины и дорожки, которые расположены в зале. – И чтобы ребёнок усвоил упражнение, его приходится вот так поднимать, проводить и двигать».

Любовь Ботова / фото: пресс-служба Поволжской академии спорта


Представим ситуацию: нам нужно научить детей выполнять сальто. Как лучше всего это сделать?

Самый простой и абсолютно непрофессиональный вариант – сказать: «Сделайте сальто». Чуть посложнее – самому выполнить элемент и дать повторить. И в том, и в другом случае у детей как-нибудь да получится при начальном уровне подготовки. Но ключевое здесь «как-нибудь». В худшем случае могут быть травмы. Ребята могут увидеть движение, представить его, но не осознать. Их мозг не в состоянии настроить мышцы на правильное вращение, постановку ног и приземление. Поэтому тренер должен потратить много времени на подводящие упражнения и в конечном счёте – брать каждого на руки, страховать, прокручивать самому и таким образом давать правильный двигательный опыт.

Допустим, в группе десять детей. Больше один тренер проконтролировать не в состоянии. Им по семь лет. Вес каждого – около 20 килограммов. Как минимум они выполняют пять подходов. Можете подсчитать, какой общий вес перенесёт на себе тренер. И это только один из четырёх снарядов у девочек и один из шести у мальчиков. Без этой – в прямом и переносном смысле – нагрузки обойтись невозможно. Любовь Николаевна, как её называют проходящие мимо тренеры, готова объяснить почему. Она рисует две схемы. Первая представляет собой две параллельные линии. Это гимнаст, которому заложили правильный технический фундамент и дали возможность двигаться по прямой.

Вторая – две линии, которые берут начало там же, где первые, но уходят в левую и правую стороны. Это гимнаст, у которого на первом уровне были допущены технические погрешности. С переходом на вторую ступень они стали ещё ощутимее. И ещё. И ещё. Так, выполненное «как-нибудь» сальто в один оборот сказалось и на двух оборотах, и на трёх, и в конечном счёте сбило спортсмена с курса на медали. Минусов за техническое исполнение всё больше, травматизм выше, возможности добавить поворот вокруг продольной оси нет.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Одна из приоритетных задача Поволжской академии – не допустить второго варианта за счёт подготовки действующих и будущих тренеров. Практически все специалисты, которые работают в центре гимнастики, так или иначе связаны с академией. Они либо учатся, либо уже выпустились, либо проходят курсы повышения квалификации на базе учебного заведения. Также академия помогает учебно-научным центром: любой ребёнок может пройти обследование и получить подробную информацию о своём состоянии.

«Я часто повторяю, что науки не может быть без практики, а практики – без науки, – говорит Ботова. – Наши студенты могут реализовать себя не только как спортсмены, но и как тренеры. Они видят, как строят процесс действующие специалисты, и параллельно получают образование. Это очень ценно для ребят».

Потребность в высококвалифицированных тренерах по спортивной и художественной гимнастике будет всегда, и сейчас уже наблюдается некая конкуренция среди выпускников вуза. В Казани столько желающих заниматься, что им попросту не хватает, казалось бы, огромных площадей центра гимнастики – объекта, который построили накануне Универсиады-2013. Если раньше «час-пик» для детей наблюдался после 18 часов (родители, закончив работу, забирали детей и везли их на тренировку), то теперь – уже после четырёх. Дальше двигать уже некуда, поэтому с недавнего времени некоторые тренировки стали проводить и ранним утром.

Фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


«РЕБЁНОК МАЛЕНЬКИЙ, А ЗАЛ БОЛЬШОЙ»

В 2018 году в центре гимнастики занималось 1863 детей, по данным Поволжской академии. Это представители СДЮСШОР «Приволжанка», ДЮСШ по спортивной гимнастике и акробатике и коммерческой школы олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой. Некоторая часть детей периодически занимается на Центральном стадионе, но там нет всех необходимых дополнительных снарядов.

Помимо этого, в центре тренировались 700 студентов. У 163 из них гимнастика – профильный вид, у всех остальных – обязательная часть занятий по физкультуре. Как правило они занимают утреннее и дневное время, наименее востребованное. Самые вакантные слоты – у детей дошкольного и школьного возраста, которые в нынешних условиях вынуждены проходить конкурс даже на коммерцию. Говоря о причинах такой массовости, Ботова отметила, что гимнастикой в Татарстане занимались всегда. Казанская ДЮСШ, ныне спортивная школа «Первая», была основана ещё в довоенные годы. А сейчас в республике восемь школ в пяти городах. Для сравнения: в Самарской области школ всего три, в Пензенской – две.

«Гимнастику в Татарстане любят», – резюмирует Любовь Николаевна. Сама она выпускница челнинской школы. Когда была действующей спортсменкой, сборная автограда по спортивной гимнастике практически в полном составе становилась сборной Татарстана и участвовала во всероссийских соревнованиях, выигрывала медали. Большая заслуга в этом, как считает Ботова, тренера Андрея Копылова. Он своим примером показал, что хороший тренер всегда сможет вырастить хороших спортсменов, даже если ему не хватает снарядов, средств, связей.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


«Раньше много людей работало ради идеи», – с небольшой ноткой ностальгии говорит Ботова. Гимнастика, по её мнению, в основном всегда была бюджетной – спортивная почти на 100%, художественная уже поменьше. Сейчас в обоих видах увеличивается платный сектор. С одной стороны, это, возможно, один из этапов развития. Только так можно подобраться к американской модели, где на деньги от начинающих гимнастов содержатся те, кто участвуют на крупных стартах. С другой стороны, есть негативные моменты. Родители переводят спорт в сферу услуг и обращаются с вопросом: «Почему у моего ребёнка нет медалей?» уже на первый год тренировок. Они сделали капиталовложение и ожидают результата, забыв, что у этого вида спорта много плюсов и без привязки к результату.

Если говорить о художественной гимнастике, это умение правильно подавать себя и красиво держаться на людях. Чаще всего родители выбирают эту секцию, как говорит Ботова, потому что «хотят, чтобы их девочка была красивой». Они смотрят соревнования, видят красивый образ, красивые купальники, элементы и хотят вложить всё это в своего ребёнка.

Спортивная, в свою очередь, развивает физические качества и среди прочего формирует правильную осанку. Не случайно много титулованных спортсменов – например, Елена Исинбаева – начинали именно в спортивной гимнастике, а у всероссийской федерации выбран девиз «Начни с нами и стань кем захочешь». «Можно сказать, это способ ориентации в разные виды спорта, – отметила Ботова. – Родители ведут детей не столько на саму гимнастику, сколько для первоначального развития». Поэтому с недавнего времени в Казани, да и во всей России с недавнего времени есть курс «Развивающая гимнастика». Она для детей с трёх до пяти лет. Тренировки длятся всего час и носят общий характер. Затем детей, если они хотят остаться, уже распределяют между спортивной и художественной.

Фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


Если ребёнок коренастый, крепкий, жилистый, его наверняка отправят в спортивную гимнастику. Если у него, по словам Ботовой, «длинный и тонкий костяк», а также высокая подвижность, ему место в художественной. Но иногда первое впечатление обманчиво. Дети, которые подходят по всем параметрам, могут не оправдать ожиданий, а те, на кого сначала не рассчитывали, наоборот, способны показать высокий результат. Всё зависит, уверена Ботова, от «огня в глазах».

«Как можно этот огонь зажечь? Всё очень просто, – говорит она. – Ребёнок маленький, а зал большой. Маты, коврики, мостики, кони, снаряды, поролоновые ямы и батуты. Все разноцветное. Всё можно потрогать и пощупать. Всё интересно. Чтобы сохранить это ощущение, детей на первых этапах сильно не нагружают. Если сразу же начать тянуть до безобразия, само собой, ребёнок скажет «Ну вашу гимнастику! Я лучше мяч погоняю!»

Но важно помнить, что рано или поздно этот ознакомительный этап закончится. Гимнастика, что спортивная, что художественная, это трудно. Это часы работы в зале. Это усиленная и временами жёсткая конкуренция. Без серьёзной работы и требовательности к себе здесь ничего не достичь. При этом стереотип, что гимнастика травматичный вид спорта, не всегда верен. «Травмы у нас, конечно, бывают, от этого никто не застрахован, но если ты правильно строишь тренировочный процесс, подводишь спортсмена к сложным элементам через систему подводящих упражнений, учитываешь биомеханические основы техники, уделяешь внимание восстановлению, то травмы можно максимально минимизировать», – уверяет Любовь Николаевна.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


БУДУТ ЛИ МЕДАЛИ?

У гимнастов три критических периода. Часть спортсменов с ними справляются, часть отсеивается.

Первый – поступление в школу. «Дети более-менее понимают свою спортивную ориентацию и могут поменять вид», – объясняет Ботова.

Второй – переход из начальной школы в среднюю. Тогда гимнасты приближаются к первому взрослому разряду и начинают работать по полной. В спортивной гимнастике, к примеру, в этом возрасте начинают разучивать элементы произвольной программы большой гимнастики. Также наблюдаются первые перемены в характере. Спортивные гимнасты мыслят в парадигме выполненных элементов: умеешь делать сложный элемент – молодец, не умеешь – не молодец (особенно проявляется у мальчиков). Гимнастки-художницы учатся компенсировать недостатки образом, хореографией, настроем, быть молодцом, даже когда это не совсем так.

Фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


Третий период – седьмой-восьмой класс. Период пубертата (полового созревания) тяжёл тем, что у детей могут сильно меняться вес и рост. В гимнастике любой лишний сантиметр или килограмм приводит к смене рычагов и центра тяжести. Приходится выбирать другую систему подготовки.

Все этапы проходят, само собой, немногие. «Если к девятому классу в группе останутся два-три человека, это героический поступок», – говорит Ботова.

Перед самыми стойкими открываются две перспективы: либо пробиться на уровень сборной России, либо подготовиться к тренерской работе. И в том, и в другом случае им открыты двери Поволжской академии, которая собирает у себя лучших гимнастов не только в Татарстане, но и в других регионах. Так, в следующем году есть желание поступить в академию у двух гимнастов, которые претендуют на попадание во взрослую сборную России. У действующих студентов Максима Синичкина и Александра Чичерова есть шансы, пускай и не стопроцентные, на участие в Олимпиаде-2020 в Токио.

«Сейчас в республике очень хороший мужской состав гимнастов, причем на всех уровнях: юношеском, юниорском, молодежном и основном. Мужская гимнастика, можно сказать, на подъеме в Казани, Зеленодольске и Нижнекамске. Представители республики есть во всех составах сборной команды России, – комментирует Ботова. – Девочек пока немного, хотя юные звёздочки тоже есть в Казани, Набережных Челнах и Зеленодольске – главное их сохранить. Уже сейчас наши дети выступают в юниорской сборной России».

Скоро ли будет результат и появятся медали? Ближайшая надежда - это, конечно, гимнасты. Но им может помешать невероятно плотная конкуренция в сборной. Последний чемпионат мира показал, что российская команда занимает лидирующие позиции. В командном первенстве наши уступили на ничтожные 0,05 балла сборной Китая, а в абсолютном зачёте Артур Далалоян выиграл золотую медаль. В последний раз россияне выигрывали на турнире 19 лет назад. При такой конкуренции татарстанцы Синичкин и Чичеров борются за попадание в олимпийскую сборную 2020 года. «Очень бы хотелось, чтобы в ближайшие два года у них и их тренеров все получилось», – говорит Ботова.

Занятия в центре закончились. Группа детей идёт по коридору навстречу родителям. Один мальчик буквально на шажок выбился из общего строя.

«Где твоя пара?!» – строгим, но добрым голосом сказал тренер, студентка Академии.

Мальчик, как показалось, испугался, немедленно нашёл себе пару, вернулся в строй и улыбнулся в ответ на улыбку тренера.

«Дисциплина, – прокомментировала сцену Любовь Николаевна. – Без неё в нашем деле не добиться успеха».

Артур Валеев
Оценка текста
+
0
-