sport.business-gazeta.ru

Леброн заработал 765 млн долларов. Что приносит ему доход?

Фильмы, «Ливерпуль» и агентство.

В НБА обсуждают сколько заработал форвард «Лейкерс» Леброн Джеймс. Как-то он сказал, что хочет стать миллиардером. По данным ESPN, за 16 сезонов Джеймс выполнил задачу на три четвёртых, заработав 765 млн долларов. Forbes же уверен, что в активе у баскетболиста сейчас 450 млн и он лишь на половине пути.

Разница оттого, что Forbes писал в формате «прямо сейчас», а ESPN взял в расчёт и те выплаты, которые Леброн только получит по действующим соглашениям. К примеру, у Forbes Джеймс заработал на контрактах с клубами 270 млн долларов, а у ESPN – 387 млн (те же 270 млн плюс выплаты за следующие три сезона).

Фото: Al Bello, Getty Images


Чтобы описать бизнес-империю Леброна, возьмём за основу всё-таки ESPN.

Во-первых, их информация лучше показывает, как далеко Леброн оторвался от других действующих баскетболистов. Джеймс заработал за пределами площадки больше, чем Кевин Дюрэнт получил по контрактам с «Оклахомой» и «Голден Стэйт» за десять сезонов в НБА. При этом до Майкла Джордана, чьё состояние Forbes оценил в 1,7 млрд, Джеймсу ещё зарабатывать и зарабатывать.

Во-вторых, у ESPN просто лучше отношения с самим Леброном и его окружением. Недавно на платном сервисе канала ESPN+ вышел документальный сериал More Than an Athlete, который представляет собой нарезку интервью друзей и одновременно деловых партнёрах Джеймса. У 99% баскетболистов НБА никогда не будет своего сериала, а вот у друзей Леброна есть. На основе общения с ними ESPN расписал, на чём конкретно зарабатывает Брон.

КОНТРАКТЫ В НБА – 387 МЛН

Действующий контракт Леброна с «Лейкерс» рассчитан на четыре года и 153,3 млн. В этом сезоне (35,6 млн) он заработает в девять раз больше, чем в первом (4 млн). Если совсем кратко, такой скачок вызван новым телевизионным соглашением НБА с провайдерами ESPN и Turner Sports. Оно действует с 2016 по 2025 год и включает в себя 2,6 млрд долларов. По прошлому ТВ-соглашению, для сравнения, лига получила 930 млн.

Важно не только то, что НБА получает больше денег, но и то, что большая часть эта денег уходит игрокам. Около половины. В сезоне 2017/18 лига заработала 7,4 млрд, соответственно, 3,7 млрд ушло на зарплаты. Шикарная ситуация, которая футболистам в НФЛ даже и не снилась и которую отчасти создал сам Леброн переходом из «Кливленда» в «Майами». Теперь у игроков больше власти, чем у клубов, ведь достаточно выйти на рынок свободных агентов, чтобы одним переходом тотально изменить расклад сил в НБА.

ДОЛИ В BEATS BY DRE И BLAZE PIZZA – 55 МЛН

С компанией наушников Леброн сотрудничает с 2008 года, с пиццерией – c 2012-го. В обоих случаях он отказался от обычных сделок, когда человек снимается в рекламных роликах, делает парочку постов в инстаграме и получает за это определённую сумму денег. С недавнего времени принципиальная позиция Леброна - заниматься промоушеном только если в обмен предлагают долю в компании.

Ранее он сотрудничал с McDonald's. Контракт как раз был заключён по классической схеме и гарантировал баскетболисту 15 млн долларов. Но Леброн решил сыграть ва-банк: расторг соглашение и вложился в никому неизвестную сеть Blaze Pizza. Сначала доля Джеймса и его партнёров оценивалась в 1 млн. Теперь, когда Blaze Pizza называют самой быстро растущей сетью ресторанов Америки, уже в 25 млн.

С Beats by Dre примерно та же история. В 2014 компанию рэпера и продюсера Dr Dre выкупил Apple за 3 млрд и доля Леброна стала оцениваться в 30 млн долларов.


ДОЛЯ В «ЛИВЕРПУЛЕ» – 25,5 МЛН

В 2006 году Леброн создал маркетинговое агентство LRMR (скорее всего, в названии первые буквы имён Леброна и его друзей Рэнди, Маверика и Рича). Оно очень редко фигурирует в прессе, поскольку агентство всё-таки должно заниматься продвижением не себя, а своих клиентов, и чем конкретно занимается – неизвестно. Но известно, что в 2011 году LRMR заключила партнёрство с Fenway Sports Management – компанией, которая входит в Fenway Sports Group, которая, свою очередь, владеет бейсбольным «Бостоном» и футбольным «Ливерпулем».

Fenway получил право на продвижение Леброна за пределами США, а затем предложил баскетболисту выкупить 2% акций «Ливерпуля» за 6,5 млн. Он согласился. Команда Юргена Клоппа вернула былой блеск и недавно вышла на первое место в чемпионате Англии. Стоимость клуба выросла с 552 млн долларов в 2011 году, на момент заключения сделки между LRMR и Fenwy, до нынешних 1,9 млрд. Акции Джеймса оцениваются в 32 млн.

Юрген Клопп / фото: Михаил Бормин, «БИЗНЕС Online


В будущем Леброн может выкупить «Кливленд». По крайней мере, это не исключает его друг, партнёр по школьной команде и ныне деловой партнёр Маверик Картер. Он сказал, что если после завершения карьеры Леброна клуб выставят на продажу, баскетболист обязательно воспользуется этой возможностью.

SPRINGHILL – НЕИЗВЕСТНО

Продюсерская компания – самое перспективное направление для Джеймса. У SpirngHill уже сейчас больше 15-ти проектов – начиная сериалом про детство форварда «Филадельфии» Бена Симмонса и его брата, заканчивая документалкой про тёмную сторону NCAA, где на студенческом спорте зарабатывают миллионы, а самим спортсменам ничего не платят.

SpringHill Леброн представил широкой публике в интервью Hollywood Reporter – первом после перехода в «Лейкерс». Перевод – здесь. В скором времени компания приступит к «Космическому джему 2» – долгожданному продолжению фильма с Джорданом 1996 года. На самом деле, продолжением вторую часть можно будет назвать только формально – там сохранят все атрибуты франшизы, но начнут заново, без учёта событий джорданского фильма. К проекту привлекли режиссёра «Чёрной пантеры», одного из главных фильмов 2018-го, Райана Куглера, и это показывает серьёзность намерений Джеймса.

Фото: Gage Skidmore, Wikimedia Commons


Дата выхода «Космического джема 2» пока неизвестна. Сами съёмки начнутся только летом 2019 года, а постпродакшн может затянуться на полтора года. Разгромят ли фильм критики или нет, для Леброна это будет несомненный успех, который принесёт много денег и впишет его имя в историю – никто в НБА не занимался производством фильма такого масштаба от начала до конца.

Самое интересное, чем Джеймс займётся после «джема». Учитывая, что он играет в Лос-Анджелесе и видит самых разных звёзд кино на первом ряду, вариантов масса. Едва Леброн приехал в Лос-Анджелесе, он организовал ужин с Леонардо ди Каприо и Аль Пачино. Что же они обсуждали?

UNINTERRUPTED – 15,8 МЛН

Этакий Players' Tribune, только заточенный под видео. Как говорят в окружении Леброна, Uninterrupted нужен, чтобы спортсмены могли общаться с публикой без посредничества журналистов и от первого лица. На самом деле, всё менее прозаичнее – платформа занимается медиа-сопровождением Леброна и интересных ему людей. Так, стоило Джеймсу перейти в «Лейкерс», частым гостем Uninterrupted стал президент клуба Мэджик Джонсон.


Объясним Uninterrupted на конкретном примере. Леброн недавно дал интервью журналистке ESPN Рэйчел Николс, где обсудил текущую повестку. Съёмкой занимался сам телеканал. Леброн представил на ESPN документальный сериал More Than an Athlete, нерядовой и политически важный медиа-контент, – этим уже занимался Uninterrupted. Аналогичным образом Джеймс сам готовит программу The Shop, которая выходит на HBO. Там Брон собирает гостей - не только из баскетбола, но и из музыки и бизнеса – и обсуждает с ними какие-нибудь важные социальные вопросы.


В 2015-м Uninterrupted получил 15,8 млн инвестиций от Time Warner - ответвления Warner Bros. У Warner Леброн арендовал за 15 млн голливудский павильон, где снимался сериал «Друзья», и разместил там офис SpringHill.

NIKE – 300 МЛН

Когда у Леброна спросили, какое бизнес-решение он считает лучшим в своей карьере, он сказал про контракт с Nike. Неудивительно: к этому моменту компания выплатила Джеймсу 300 млн, а к концу сезона может и все 600 млн. И поскольку соглашение с Nike у него пожизненное, итоговое число выплат может достичь аж миллиарда.


Nike выпускает именную линию кроссовок Леброна, увлекается огромной наружной рекламой (раз, два, три) и активно поддерживает любые исходящие от него инициативы. Джеймс открыл в родном Акроне школу I Promise – Nike этому посодействовал. Джеймс придумал слоган More Than an Athelte («Больше чем спортсмен») – Nike организовал ему международный тур под таким же названием. В Шанхае, Пекине, Берлине и Париже Леброн на радость детишкам выдавал скучные программные речи, что он не должен ограничивать себя и замыкаться только на баскетболе.

KLUTCH SPORTS – КОНТРАКТЫ НА 1 МЛРД

Если в НБА и хотят, чтобы Леброн избавился от какого-либо актива, так это от собственного агентства. По факту оно принадлежит не ему, а другу Ричу Полу, но вряд ли это успокаивает функционеров. Ранее Джеймс был клиентом Creative Artists Agency - самого крупного агентства на рынке, с которым по сей день сотрудничают ди КаприоСкарлетт Йохансон и Криштиану Роналду. В 2012 Пол создал Klutch Sports и переманил Леброна.

Сейчас в агентстве 26 баскетболистов из 14-ти клубов НБА. Стоит Полу подписать нового звёздного клиента, все начинают думать, что тот автоматом попадёт к Леброну. Прецедентов пока не было, но с расширением агентства конфликтных ситуаций не избежать. Недавно Леброн сказал, что хотел бы играть в одной команде с Энтони Дэвисом. Центровой «Нью-Орлеана» не раз говорил, что в детстве Джеймс был его кумиром, и, словно в подтверждение этому,  присоединился к Klutch Sports.

Само собой, в лиге подумали, что Дэвис в «Лейкерс» – лишь вопрос времени, и начали травлю Джеймса и его агентства. Один генеральный менеджер даже анонимно назвал Леброна «криминальным авторитетом». Тот отбивается как может: говорит, что хотел бы играть и с другими звездами НБА и что занимался рекрутингом всю свою карьеру.

Это лишь одна из многих атак, которых Джеймсу придётся вытерпеть из-за Klutch Sports. В этом году агент Пол решился на совсем безумный шаг: уговорил 18-летнего Дариуса Безли отказаться от стипендии университета Сиракьюз и начать самостоятельную подготовку к драфту НБА-2019. Тренировки Безли будет чередовать со стажировкой в New Balance – так Пол хочет научить молодого баскетболиста основам бизнеса и маркетинга. К тому же, компания заплатит парню миллион.

Решение Безли уже вызвало неплохое бурление, но пик негатива придётся уже на время драфта. Если форварда выберут под высоким номером, это будет началом войны с NCAA. Ведь за Даруисом последуют остальные – смысл поступать в университет, если можно самому подготовиться к НБА?

Читайте еще
Комментарии
Анонимно Авторизация