комментарии 6 в закладки

Почему фильм «Тренер» хорош и что вызывает вопросы

erid:

Сегодня в широкий прокат вышел «Тренер» Данилы Козловского – фильм о футболе в глубинке и чуде, которое творит маленький клуб «Метеор». «БИЗНЕС Online» рассказывает о плюсах и минусах картины.  

 
АКТЁР-РЕЖИССЕР И ИГРОК-ТРЕНЕР

«Тренер» – продолжение тренда о российском спорте, хоть картина и совсем не похожа на «Движение вверх» или похожие исторические проекты. Данила Козловский три года готовил фильм, который изначально вообще планировался как документальный. В итоге актер-режиссер (играющий тренер) решил снять художественный фильм о «сбитом летчике» – Юрий Столешников внезапно завершил карьеру игрока и через два года стал играющим-тренером.

О карьере игрока нам ничего не рассказывают. Известно, что это «легендарный» игрок российского футбола, капитан сборной России, выступающий за «Спартак». Нападающий в отборочном матче сборной России против Румынии не забивает пенальти, психует и срубает игрока соперника, получая прямую красную карточку. Вдобавок бьет по морде выбежавшего фаната с претензиями, что приводит к длительной дисквалификации. Столешников собирает фулл хаус, когда его выгоняют и из «Спартака» из-за имиджа главного изгоя в российском футболе.

Женщина-президент «Метеора» спустя два года почему-то приглашает Столешникова, которого достают из грязи регбийного поля. А там: то собак на футбольном поле стадиона выгуливают, то детская секция, оторванные кресла стадиона валяются в туалете и футболисты на закате карьеры, которые не хотят играть в футбол и веселятся после поражений в раздевалке. Борьба с лишним весом футболистов – мелочь, Столешников не знает, как мотивировать игроков, которым уже ничего не нужно в футболе. Всё как в жизни.

ПОЧЕМУ «ТРЕНЕР» – ХОРОШ


Картина с попыткой показать внутренности российского футбола – нечто новое. Пусть и поверхностно, но это получается. Не ждите каких-то тактических моментов в фильме, именно тренерской работы. Нам только показывают, что Столешников смотрит какие-то видео, делает пометки, объясняет что-то игрокам индивидуально, но глобально тема тактики в развлекательном кино Козловский не поднимал.

Зато есть игроки, которые сдают матчи и просят тренера не мешать им, чтобы его не сливали. Есть и судьи, которым надо «занести» не меньше соперника, чтобы на что-то надеяться. Тут и чиновник, который открыто говорит, что никакой футбол городу не нужен, что клуб – обуза. Лучших футболистов без учета мнения тренера продают, а купить новых нельзя, потому что есть запрет на новичков из-за долгов. Болельщики с файерами между посиделок в баре на полупустых трибунах после поражений скандирует тренеру, что он «пёс». Это и есть реалии стандартного клуба ФНЛ, а не только выдуманного «Метеора».

«Тренер» хорошо показывает подземелье российского футбола, где за редкими исключениями никому и ничего годами не нужно. Герой Козловского окунается в эти реалии с желанием всё изменить, но сам почти ломается и почти сдается. Мы не знаем ничего о тренерских навыках Столешникова, лишь видим, как психологически он борется с равнодушным коллективом и пытается вернуть игроков в футбол. Помимо разрухи и упаднических тем есть и посыл, как сделать лучше, выбраться из нескольких слоев говна – так обозначил местоположение футбола в городе мэр Новороссийска. Мотивировать игроков и вдохновить болельщиков, переубедить власть – фильм об этом.

В «Тренере» здорово снят и показан провинциальный футбол, внутренний конфликт сытых котов против приезжего, который «приехал из своей Москвы». Операторская работа с красивейшими видами Новороссийска, с вертолетными планами стадионов, трибун, ракурсы мачт освещения, атмосферность, хороший саундтрек. «Тренер» – выдуманная история, по сути сказка, где хватает и реалистичных моментов, которые есть в любом профессиональном футбольном клубе.

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСЫ


В «Тренере» широко мы так и не узнаем ни одного персонажа, кроме главного. Алан Гатагов и Дмитрий Сычев сыграли футболистов команды Столешникова, но их фамилии и имена вы узнаете только в титрах. Президента «Метеора» в исполнении Ирины Горбачевой мы тоже видим мало. Волевая девушка-функционер в своих эпизодах выглядит просто шикарно, но этих эпизодов очень мало. Почему она выбрала Столешникова в качестве тренера, чего вообще хочет, как оказалась у руля футбольного клуба? Это один из вопросов, на которые фильм не отвечает. 

Зато в фильме есть любовная линия, «служебный роман», который уместен в каком-нибудь романтическом или драматическом фильме с Козловским, но не спортивном, где любовные истории должны быть лишь на третьем плане. Любовная сцена в фильме суммарно в итоге вышла чуть ли не длиннее, чем все вместе взятые кадры с Сычевым. Многие футбольные детали в формате двухчасовой картины вместить просто нереально, но чтобы вместить туда больше, можно было пожертвовать любовной линией, которая не имеет никакого смысла для сюжета, кроме подчеркивания гетеросексуальности тренера. У «Метеора» есть фанатское сообщество, но о нем и персонажах нам ничего не рассказывают, хотя лидера движения пригласили играть целого актера из «Интернов». Кроме кричалок во время матчей мы от него почти ничего не услышим. Пару секунд уделено работе Столешникова по трансферу игрока, который по телефону обсуждает сделку. Пару секунд! Зато с возлюбленной сцен великое множество. В фильме про тренера, наверное, должно быть наоборот. Мы не увидели ни одного тренера соперников, ни одного действующего футболиста (упоминания Месси и Роналду не в счет) и каких-то деталей, атрибутов матчей, типа пресс-конференций, даже самой игры было мало. «Движение вверх» подарило целый матч в финале, но в «Тренере» не всегда понятно, как был забит гол.

Ещё местами не хватает деталей и логики. У главного героя есть отец, с которым тяжело складываются отношения, у него из-за обычного нереализованного пенальти вдруг съезжает крыша, такого парня без всякого опыта сначала зовут в ФНЛ, а потом и в топ-клуб. Кто видел трейлер, тот видел и спойлер со счетом финального матча – главной интриги и развязки фильма. В век, когда компании снимают отдельные сцены только для трейлеров, такое просто недопустимо. Лекала спортивных драм Голливуда понемногу использованы, но до «Человек, который изменил все» этому «Тренеру» точно не дотянуться.

ЭТО НУЖНО УВИДЕТЬ


Несмотря на достаточное количество минусов «Тренер» – это хороший фильм, который стоит увидеть. Особенно провинциальным городам за МКАДом, где действительно отношение к футболу примерно такое, как в фильме Козловского. История о том, как все плохо и как можно попытаться выйти из этой ситуации, которая качественно снята, в целом вполне годная. Амбициозные и горящие делом люди могут вывести российский футбол из задницы, если им не мешать, если их слушать и верить в них. В фильме такие люди не ломаются, как это бывает в жизни, когда им режут бюджеты, плавят игроки, посылают владельцы.

«Выходи и играй, это же просто игра», – Столешников не нагружает игроков тактикой и каким-то особенными тренировками. Но делает коллектив из разношерстных игроков, которые сливают тренеров, матчи, жизнь и карьеру. В «Тренере» есть правда, есть странности, есть спорные фантазии. В целом это большая сказка о том, что в российском футболе из трехслойного говна можно сделать «Лестер», даже если вчера ты сам глотал грязь с какими-то мужиками на регбийном болоте.

«Тренер» нужно увидеть обычным болельщикам, чтобы понимать, что «как вы болеете, так мы и играем», чиновникам, чтобы знать, что футбол – это не обуза, а процесс, которым должны управлять правильные люди, и он будет приносить пользу. Это не «Левиафан», а сказка, где сначала всплывает и подсвечивается проблема, а затем следует хэппи-энд, хоть и наш футбол пока очень от этого далёк. 

Владислав Зимагулов
Оценка текста
+
0
-