комментарии 15 в закладки

«Быков рассказывал мне, что ни один тренер не помог ему стать игроком. Это страшные слова!»

erid:

На конференции в Казани, которая была посвящена развитию детско-юношеского хоккея, главный тренер «Югры» Игорь Захаркин выдал долгую речь на тему всех проблем в детском хоккее.

Игорь Захаркин


О ДЕТСКИХ ТРЕНЕРАХ

Каждый детский тренер должен расписывать собственную программу, иметь конспекты, записи: он должен знать, что его ребенок должен делать в определенном возрасте. Это принцип школы, на самом деле. Вот мы говорим хоккейная школа, но если мы честно себе признаемся, то как таковая школа у нас отсутствует. У нас есть тренеры – каждый со своими амбициями, видениями. Но целостности нет. А нам это нужно.

Еще один важный момент: молодежь, попробуйте увидеть себя в роли тренера. Проблем очень много и одна из самых важных – это на кого должны быть направлены ваши усилия. Это та проблема, которая есть в обычной школе, где сильные ученики и слабые. Кто в зоне вашего особого внимания? Есть хоккейный клуб, который пошел по своему пути: у них в каждом возрасте две подгруппы – с сильными и слабыми игроками. Те, кто не усваивают программу, они опускаются ниже, чтобы потом догнать. Очень важно понимать, что игрок развивается в своем такте. Не бывает такого, что все игроки одинаковые и успешные.

Зачастую для тренера в России самый главный успех – это то, как его команда участвует в различных соревнованиях. Нужен результат. Но, на самом деле, результат не нужен, нужно качество подготовки игроков.

О ВАЖНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ

Другой важный момент – это планирование. Ничего не делается просто так, всегда нужен план. Мы зачастую натаскиваем игроков, а что имеем на выходе? 13 - 15-летних игроков, которые больше не хотят играть в хоккей. У нас колоссальные потери на юниорском уровне. Молодые тренеры, я сейчас к вам обращаюсь: не знания определяют уровень вашей успешности, а ваш энтузиазм – насколько вы любите детей и хотите помочь им. Не себя вы любите в хоккее, а то, что вы делаете. Эти простые слова сводятся к реальным вещам – посмотрите на всех успешных тренеров – они все горят и живут своим делом. Это очень вам важно понимать, когда вы только начинаете свой путь.

Планы постоянно должны корректироваться, вы должны следить за изменениями и не игнорировать их. Я думаю, нужно отдельно прописывать не только быстроту, силу, выносливость, но и реакцию, мышление. Для чего это нужно? Тренер зачастую погружен в работу, постоянную работу, и не может видеть всех мелких деталей, может что-то опустить. В такие моменты важно вернуться к своим записям, сравнить показатели детей, увидеть изменения и внести что-то другое в работу с ними. 

О РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Очень важно уловить биологические способности ребенка. Иначе мы не будем готовить умных и хитрых игроков. Это очень просто, когда у тебя в команде есть один игрок, который может долго делать результат. Вплоть до молодежного уровня. А напротив у вас будет малыш, который может думать и играть головой. Может быть, за счет этого Вячеслав Быков заиграл? Его всегда оттесняли, а он вырос среди них – стал хитрее их. Нужно понимать, что в детском возрасте важно развивать качества детей. Любой тренер должен уметь задавать вопросы. Я знаю многих тренеров, которые всегда знают все ответы на вопросы. Но это неправильно. Нужно уметь задавать вопросы, сомневаться, искать решения задач. Работа тренера – это не полтора часа в день. Это постоянный поиск, желание найти решение. Подсознательно в голове всегда должна сидеть мысль, идея о том, что нового вы можете дать детям, какие упражнения придумать.

Мы берем принцип отбора в детскую школу: ребенок изначально должен обладать какими-то техническими навыками – кататься, например. Но это ведь неправильно. Совершенно понятно, что тот игрок, у которого в этом возрасте были лучше тренировки, были возможности дополнительно заниматься, он будет выглядеть лучше. И наоборот. Но! Потенциал другого ребенка может быть выше, просто это невозможно увидеть на начальном этапе. Нужно всем дать шанс. 

Не могут все игроки быть одинаковыми, к каждому нужен индивидуальный подход. Нужно обращаться к ним по именам: не «эй ты, иди сюда». А я видел такое в российских школах – я часто захожу посмотреть, как тренируются дети. И это страшно, когда взрослый тренер тянет за маску малыша или бьет его клюшкой, потому что он отвлекся. Это человек, который не знает детской психологии. Он не понимает, что ребенок может быть сконцентрирован на выполнении какого-либо упражнения только очень короткое время. Быков мне много рассказывал про своё детство, он говорил, что ни один тренер ему не помог. Ни один тренер, который был в его карьере, не помог стать ему игроком. Это страшные слова! И это я слышал от многих игроков, которые стали выдающимися хоккеистами. Они не знают, кто у них были тренерами. Это говорит о том, что тренеры, работавшие с ними, никогда не разговаривали с ними. Не было индивидуального подхода.

Любой человек хочет слышать своё имя, если не помните имена каждого ребенка, пишите их на шлемах, пока не познакомитесь и не запомните. Это очень важно, чтобы дети с первого занятия полюбили хоккей. И вы играете в этом главную роль, потому что вы будете важнее для них, чем даже их родители. Это очень высокая ответственность.




О КОМФОРТНОЙ СРЕДЕ ДЛЯ РЕБЁНКА

Создание коллектива – в этом тоже есть своя специфика, когда дети занимаются у вас, становятся взрослее. Игрок видоизменяется и меняется его подход к тренировке. Здесь уже больше нужно включать педагогику, чтобы они и в коллективе чувствовали себя хорошо. Очень важно, чтобы вы правильно сформировали им мотив. Спросите сейчас многих детей, почему они занимаются хоккеем? Я, например, спрашивал, шведских детей, они мне отвечали, что хотят играть в НХЛ. Хороший мотив.

Очень плохо, когда родители толкают детей на лед и платят деньги, чтобы их ребенок играл в первом или втором звене. Поэтому вы должны сами сформировать мотив, почему они играют в хоккей. Могут быть спортивные мотивы или нет. Многие дети плохо себя чувствуют в команде, поэтому они не могут нормально играть. И если вы не обладаете достаточными знаниями психолога, то, может быть, стоит пригласить этого самого психолога? Особенно сейчас, когда игроки в детском возрасте переезжают в другие города играть за другие команды. Они приезжают, живут в интернатах, и никому там не нужны. Уже там начинаются проблемы. Мы очень часто говорим, что для победы нет мелочей. Но в воспитании хоккеиста их тем более быть не может. 

О СЕНСИТИВНОМ ПЕРИОДЕ

Мы показывали вам сенситивные периоды развития ребенка – это очень важная часть. Я видел ребят, которых пытались развивать уже в зрелом возрасте, пытались сделать их быстрее, но добиться этого было почти невозможно. Мы знаем, что эти качества часто наследственные. У американцев быстрота, ловкость развиваются уже в семи-восьмилетнем возрасте. Тренеры погружают их в такую обстановку, чтобы эти качества развивались. Вы, как тренеры, не должны пропускать или упускать эти сенситивные периоды. Иначе хоккеисты у вас будут однобокими, они никогда не будет квалифицированными игроками.

Сенситивный период имеет архиважное значение. Если вы не научите ребенка кувыркаться в семь лет, то это очень сложно будет сделать в 11-12 лет. Чем шире двигательная база ребенка, тем легче ему в дальнейшим будет осваивать те или иные упражнения. Технический их арсенал будет разнообразнее в будущем.

Начальные этапы игрового мышления – тоже очень важны. Их нужно закладывать через игры, ваши дети должны быть игровиками. Нужно вводить в тренировочный процесс какой-то процент упражнений, которые будут отвечать за игровое мышление ребенка. Мы всегда говорим, что русские игроки были умными игроками. А почему? Потому что в своё время они летом играли в футбол, а зимой – в хоккей.

Записал Руслан Васильев

Оценка текста
+
5
-