комментарии 1 в закладки

«В «Ирбисе» платят по 15 тысяч». Как воспитанник «Ак Барса» стал стрелком

erid:

Сергей Дёмин-младший учился в хоккейной школе «Ак Барса», а сейчас успешно осваивает стендовую стрельбу. В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как выходец из знаменитой семьи стрелков – Светланы и Сергея Константиновича Дёминых, стремится попасть в сборную страны, сменив клюшку на ружье.

«ПЕРВЫМ НАСТАВНИКОМ В «АК БАРСЕ» БЫЛ ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР ДЕНИСА АРХИПОВА»

– Сергей, лет 15 назад твоя мама, олимпийский призёр Светлана Дёмина, говорила в интервью, что дочь в стрельбу не отпустит: «Только через мой труп». С тобой была такая же ситуация?

– Папа, Сергей Константинович, очень любит хоккей, и я лет с пяти помню, как он водил меня на игры «Ак Барса» в старый дворец спорта. Потом мы ездили на каток стадиона «Трудовые резервы», и когда я поступил в среднюю школу, то поставил перед родителями вопрос ребром – хочу в хоккей. Это сразу же вызвало много проблем, потому что меня нужно было возить через полгорода к шести утра. Я вставал с утра никакущий, и возить меня зачастую приходилось не папе с мамой, которые разъезжали по соревнованиям, а ближайшим родственникам, друзьям родителей. Поначалу нас тренировали Анатолий Петрович Романов, который подготовил для хоккея Дениса Архипова, и Владимир Николаевич Зайцев. Так прошло года два, после чего к нашему счастью, школу «Ак Барса» перевели на «Татнефть-Арену», буквально через дорогу от нашего дома.

Сергей Дёмин на Кубке Татарстана
http://shooting-rt.ru/

– Что-то ещё изменилось после того, как школа перешла в подчинении «Татнефти»?

– Мы перестали жить по семьям. Потому что на начальной поре нам приходилось жить в семьях хоккеистов, когда мы ездили на выезд, и принимать у себя игроков других команд. Я сам жил в Уфе, а у нас квартировал мальчик из Ижевска. Ещё с одним парнем из Нижнего Новгорода мы жили друг у друга в семьях. Банально не было денег на гостиницы. Набрали нас человек 70, на три состава, постепенно люди отсеивались по разным причинам.

– Ты дошел до конца выпуска. Не было разговоров, что это делалось как дань уважения родителям – известным людям в мире татарстанского спорта?

– Знаете, у нас в семье как-то не принято «продавливать» какие-то решения в пользу детей. Я для себя решил, что никогда не буду обращаться к родителям за помощью в хоккейных делах. В спорте по блату не выигрывают. Но в целом я не вижу стопроцентного вреда от того, что у ребенка на определенном периоде жизни есть поддержка. Есть примеры, я считаю, когда подросток вырастал в сильного хоккеиста за счет того, что ему в детстве было позволено больше, чем остальным.

– Яркий пример, кстати, Денис Архипов, который в выпуске СК им. Урицкого - «Ак Барса» 1979 года считался «блатным». А потом стал первым воспитанником татарстанского хоккее, уехавшим в НХЛ.

– А знаете почему происходит такое? Когда у тебя есть поддержка, то ты позволяешь себе больше на площадке. Не боишься брать игру на себя, подержать шайбу. Я даже не «блатных» сейчас буду иметь в виду, а тех же переростков, про которых ходят слухи, что они играют в группах с более младшими. Это, конечно же, не совсем честно по отношению к ровесникам, но в отношении самого переростка это дает возможность ему с детства брать игру на себя, чувствовать себя лидером, тащить на себе команду. Тебе дают в два раза больше игрового времени, что в конечном итоге не может не сказаться. Это как вариант того, что может быть и другой взгляд на вещи.

«ПО ДЕТЯМ ОБЫГРЫВАЛИ НЫНЕШНИХ ЗВЁЗД СБОРНОЙ ФИНЛЯНДИИ АХО, ЛАЙНЕ, ПУЛЬЮЯРВИ»

– На ваш выпуск серьезных надежд не возлагали. Считалось, что есть один талант Артур Тянулин, и в целом средненькая команда. Не чета звездному 1996 году рождения. Чувствовалось такое отношение?

– Я бы не сказал… По Поволжью мы всегда были лидерами, а что касается России, то у нас самих был стимул всерьёз себя показать. За победу 1996 года рождения на первенстве России дали серьезные призы – планшеты каждому хоккеисту, свозили на сбор в Турцию, все было очень торжественно. Это стало для нас серьезным стимулом, и мы с боевым настроем поехали на финал первенства страны в Екатеринбург под руководством наставников Вадима Шайдуллина и Равиля Фазлеева.

Однокашник Дёмина - Александр Редков сейчас играет за «Ирбис»
Фото Сергей Манжелеев, http://www.ak-bars.ru/

– Ну да, ну да. Начали с 1:9 от «Трактора».

– Я это уже подзабыл (улыбается). Соглашусь, начало было не из лучших. Но потом-то мы всех обыгрывали и дошли до финала все с тем же «Трактором», где был уже совсем другой хоккей. Мы проиграли – 1:2, и кто-то из наших едва не сравнял счет в концовке, промахнувшись по пустым воротам.

– Вот вы вернулись с нежданным «серебром», готовились принимать подарки. Ехать на заграничные сборы, а в итоге…

– Ну, это были только наши ожидания, на самом деле нам никто такого не обещал. Просто, глядя на старший возраст, мы решили, что и нас отблагодарят. Но в итоге ничего такого мы не получили. А потом наш возраст стал первым, кому не дали доиграть до конца выпуска, просто распустив команду. Семерых из нашего возраста оставили, направив их в третью команду Казани «Ирбис», а остальным сказали, чтобы мы искали себе команды. Вместо того, чтобы дать нам доиграть последний школьный год, ещё раз съездить на выпускной турнир среди спортшкол. Вот этого я не понял, честно говоря. Не самый лучший, на мой взгляд, поступок руководства «Ак Барса». Кто-то начал искать себе другие команды, кто-то, как я, ушёл в «Ак Буре», просто докатывал последний год школы. В итоге решил переключиться на стрельбу.

– До стрельбы мы еще успеем дойти, а пока давай еще поговорим о хоккее. Кто-то из твоих ровесников запомнился?

– Ну, с нами ездил на финал в составе «Ак Барса» Денис Гурьянов из Тольятти, помогал нам завоевывать «серебро». В «Тракторе» я запомнил Якова Тренина, он сейчас играет за океаном, в «Магнитке» играл сильный голкипер Илья Самсонов, по фамилии помню Ивана Проворова из Ярославля. Отец моего одноклубника по «Ак Барсу» Азата Ахмерова – Рустам Ахмеров – очень тщательно относился к статистике наших встреч, и говорил, что мы играли на каком-то из юниорских турниров против финских звезд Себастьяна Ахо, Патрика Лайне, Ессе Пульюярви, их я, честно говоря, совершенно не помню, знаю только с чужих слов. В этом году будет молодёжный чемпионат мира именно по моему 1997 году рождения. С удовольствием понаблюдаю за бывшими соперниками, поболею, надеюсь, за моего друга Артура Тянулина, которому желаю попасть в сборную России.

«МАМА ГОТОВА БЫЛА УСТУПИТЬ МНЕ СВОЁ МЕСТО В ФИНАЛЕ, НО Я НЕ СОГЛАСИЛСЯ»

– Теперь можно и о стрельбе поговорить. Как ты с ней познакомился?

– Когда я уже подрос, мне многие советовали переключиться на стрельбу, поскольку для родителей в этом виде спорта нет никаких тайн, но я тогда говорил, что это не спорт. Вот хоккей – это да, там мы пашем, семь потов проливаем, а тут стоишь себе пиф-паф. Я уже после первой тренировки с ружьем понял, что очень сильно ошибался. Возможно, стрельба – это даже более тяжелый вид спорта. Это индивидуальный вид, тут за партнерами по команде не спрячешься. У тебя в руках ружье, которое весит 3,5 килограмма и которое надо каждый раз вскидывать при выстреле. На тренировке подобных выстрелов набирается по полторы сотни. Плюс вскидывание ружья без выстрела. У меня, тренированного на хоккее, изрядно руки забиваются.

Светлана Дёмина полна оптимизма
http://shooting-rt.ru/

– С учетом того, что в стрельбу раньше 14 лет идти не рекомендовано, поскольку боевое оружие могут не доверить, твой приход в 17 лет в этот вид спорта выглядит нормальным?

– Я бы сказал, на грани. По сравнению со своими сверстниками, я намного опаздывал, потому, что у них уже было по три-четыре года тренировок. Но у меня, помимо хорошей физической формы, был ещё один навык, отработанный в хоккее – умение дать пас на ход. В стрельбе же мы также стреляем не по самой мишени, а в то место, где она должна оказаться через долю секунды, «на перспективу». Вот умение предчувствовать эту перспективу у хоккеистов тоже развито, возможно, всё это позволило мне в кратчайшие сроки нагнать сверстников, которые пришли в стрельбу раньше меня.

– Были даже соревнования, по итогам которых ты практически догнал маму, и она готова была уступить своё место в финале, но ты не согласился.

– Да, был такой случай. Через полгода моих тренировок мы поехали на соревнования в Краснодар. Мама в это время уже перешла на тренерскую работу, но на всякий случай взяла с собой ружье. Пострелять, скажем так. И на отборочных соревнованиях она набрала на одно очко больше меня, заняв шестое место. Я был седьмым, а в финал выходило шестеро, и мама предложила мне своё место. Мол, давай, я снимусь, скажусь больной, тебе этот финал больше нужен. Но я отказался. Это к тому тезису, что в спорте по блату не выигрывают, о котором мы уже говорили относительно хоккея. Кстати, если бы она решила вернуться в спорт, то я думаю, была бы конкурентоспособной до сих пор, потому, что спортивная форма у неё потрясающая. Я это вижу по совместным тренировкам. В дабл-трапе есть два стрелка из Липецка: Виталий и Кирилл Фокеевы, отец и сын, которые уже соревнуются совместно. Мне было бы тоже очень интересно поучаствовать с мамой в одних соревнованиях, если бы она этого захотела.

– Почему ты начал стрелять в ските, а не трапе или дабл-трапе?

– Потому, что мама стреляет скит или, так называемый, круглый стенд. Он более популярен, у нас стреляет до 70 участников на чемпионах России, когда на последнем чемпионате страны по дабл-трапу было 16 участников. Там три центра подготовки – Липецк, Ростов-на-Дону и Татарстан, а в ските более широкая география участников. В принципе, в ттапе и дабл-трапе можно даже совмещать стрельбу, нынешний олимпийский чемпион Фехаид аль Дехани даже проделывал такое, хотя это само по себе очень сложное занятие. У россиян подобного опыта нет.

«В МЕСЯЦ ЗАРАБАТЫВАЮ ТЫСЯЧ ВОСЕМЬ»

– Член сборной Татарстана по циклическим видам спорта получает зарплату или спортивную стипендию в размере 15 тысяч рублей. Тебе хватает?

– 15 тысяч? Нам столько не платят. Если подсчитать все мои доходы, то у меня стипендия студента Поволжской академии спорта 1500 рублей, плюс стипендия за второе место на первенстве России по юниорам – 1250 рублей, плюс стипендия члена сборной Татарстана – 4600 рублей. Итого, набегает за месяц тысяч 7 - 8. Пока мне хватает, и я стараюсь не тревожить родителей по поводу денег.

Защитник «Ирбиса» Рузаль Хакимзянов играл в одной команде с Дёминым

Фото Сергей Манжелеев, http://www.ak-bars.ru/

– Играл бы в хоккей, то сколько получал бы?

– Если бы играл в «Ирбисе», то был бы оклад в 15 тысяч рублей, плюс премиальные по тысяче рублей за каждое завоёванное очко. Там у меня есть однокашники, я знаю уровень их доходов. В «Барсе» было бы побольше, но там я не знаю суммы зарплат.

– Выступая на соревнованиях по хоккею, ты ездил по одним странам, в стрельбе, получается, посещаешь другие, где ранее не бывал.

– Да, в частности, побывал в Азербайджане, в городе Габала, на первых Европейских играх, на Кипре у нас постоянно старты.

– На улице Дёминой в Тетюшах не бывал?

– На улице, названной в родном городе мамы в её честь, я бывал, ещё будучи хоккеистом. Она, кстати, называется улица Якимовой-Деминой, в честь девичьей фамилии мамы. Хорошая улица, не центральная, конечно, но и не периферийная.

Что касается изменений по сравнению с хоккеем, то у нас и спортивный режим другой. Если в хоккее я летом отдыхал, то тут время отпуска приходится на зиму. Сейчас у меня в планах попадание в юниорскую сборную для участия в чемпионате мира. Потом, благодаря тому, что я являюсь студентом Поволжской академии спорта, я имею право выступать на Универсиадах, а следующая состоится летом 2017 года на Тайване. У нас в академии, к счастью, есть понимание того, что действующим спортсменам приходится много времени уделять тренировкам, соревнованиям. У нас же, в связи с климатическими условиями, на вечер тренировку не назначишь, только утром, когда светло. Из-за этого много учебных занятий пропускаю, потом приходится нагонять, сдавать «хвосты». У нас сейчас в академии несколько стрелков обучаются, из сборников еще Алина Фазылзянова. Нам говорят, что надо собрать побольше стрелков, чтобы появилась возможность открыть кафедру спортивной стрельбы. Работаем над этим...

Сергей Дёмин-старший (стоит первый слева), счастливый муж, отец и президент федерации спортивной стрельбы РТ
Фото: http://shooting-rt.ru/

СПРАВКА «БИЗНЕС Online»
Сергей ДЁМИН.
Родился 27 июля 1997 года.
Воспитанник ХК «Ак Барс». Серебряный призер первенства России среди СДЮСШОР по хоккею 2013 года. С 2013 по 2014 годы играл в «Ак Буре».
Сейчас выступает в стендовой стрельбе. Стал серебряным призером первенства России в командных соревнованиях и в миксте.

Джаудат Абдуллин
Оценка текста
+
1
-